Что привлекает детей в экстремистских сообществах?
Подростки ищут либо группы по интересам, либо те группы, в которых их признают. Им очень важно показать себя, найти понимание и единомышленников, а администраторы деструктивных сообществ, которые зачастую действуют в интересах радикальных группировок с иностранными корнями и финансированием, дают подросткам такую возможность.
Профессиональные вербовщики, используя слабость несозревшей детской психики, проявляя фальшивое сочувствие и понимание к их проблемам, однобоко или искаженно демонстрируя несовершенство той или иной системы, постепенно втягивают молодежь в экстремистскую деятельность, итогом которой могут быть различные радикальные проявления, в том числе террористические и диверсионные акты.
Какого возраста ребята могут попасть под негативное влияние?
У нас молодежь – это понятие растяжимое, все в зависимости от человека. Это могут быть ребята и постарше, и помладше. В подобные группы могут вступать и студенты, и ученики 7-8 классов. С каждой такой возрастной группой администраторы экстремистских сообществ работают профессионально и используют соответствующие психологические приемы.
Изначально ребенок, подписавшись на группу в социальной сети или телеграм-канале, даже не осознает, что уже попал в ловушку, и не понимает, что если срочно не прекратить общение и потребление деструктивного контента, финал может быть печальным и даже трагическим как для самого подростка, так и для его близких.
Скинхеды, аниме, «Колумбайн» – все эти экстремистские сообщества разные в своей направленности и интересах. Почему они схожи только в проявлении ненависти и чем подростков цепляет культура ненависти?
Разные по направленности только на первый взгляд, все деструктивные течения культивируют запредельный уровень агрессии – это основной ингредиент, который необходим для подготовки экстремиста и террориста. Конечный результат всегда заложен один: в нужное время максимально дестабилизировать обстановку, повлиять на принимаемые правительством решения, морально деморализовать население и т.д.
Почему подростки соглашаются поджигать машины и военкоматы за деньги, есть ли у родителей определенная ответственность за эти проступки детей? Как уследить за своим ребенком?
Тут два фактора: один связан с навязанной деструктивной идеологией, другой – с жаждой быстрой наживы, что тоже является своего рода неправильной идеологией, корни которой уходят к моменту развала СССР и тяжелых в финансовом плане девяностых. Как с профилактикой суицида, так и в подобных вещах я сталкивался с тем, что родители вообще мало обращают внимания на своих детей.
У нас принято, что когда ребенку два-три года или он в начальной школе, то ему уделяют дополнительное внимание и поддержку, контролируют каждый его шаг и принимают нужные решения. Но когда ребенок становится старше и входит в подростковый возраст, ему начинают уделять внимания меньше. По различным причинам: считают, что ребенку это уже не нужно, и дают больше самостоятельности, из-за загруженности родителей на работе, из-за рождения младших детей.
В подростковом возрасте начинаются изменения в организме: и мальчики, и девочки нуждаются в поддержке близких, особенно родителей:
Подростки начинают переживать свои первые кризисы. Если раньше у них была опора в виде родителей, то в подростковом возрасте дети начинают еще опираться и на мнения сверстников, причем даже в большей степени. Для кого-то это опора хорошая, а у кого-то все сводится к стрессовым ситуациям. И наступает время, когда детям особенно нужна поддержка, а у родителей нет времени на них: «Ты уже взрослый, прими решение сам!» В итоге, испытывая острый недостаток поддержки и внимания со стороны близких, отсутствие ответов на возникающие в неокрепших умах вопросы, начинают искать «правду» в других местах, в том числе в интернете, и попадают в сети различных злоумышленников.
Как такое состояние подростков используют в своих интересах и убеждают их идти на преступления?
В таком ранимом возрасте подростки могут найти эту поддержку в любой разрушительной идеологии, в любом направлении. Либо они сами находят эти незадачливые группы, либо их находят раньше и используют в своих интересах. Люди, занимающиеся террористической деятельностью, как раз и ищут подобных молодых людей, которые нуждаются в поддержке и опоре в виде идеологии. Получается, опираясь на идеологию и куратора, он думает, что делает правильные вещи, ему объясняют, что это все правильно, что это делается для того, чтобы помочь кому-то, и так далее. Ребенок не всегда понимает, что он делает плохие вещи, что может причинить кому-то боль.
Родители зачастую не прививают своим детям понимания того, как можно ранить человека не только физически, но и морально – словами. С одной стороны, ребенок не понимает плохую часть своего поступка, с другой стороны, если была проблема в объяснении эмоций, то он и не понимает, сколько боли можно причинить близким людям. Дети не задумываются о плохих последствиях, которые их ждут.
Кроме того, есть ситуации, когда ребенок видит агрессию вокруг себя и начинает копировать поведение. Такой пример исходит в том числе от родителей. При этом агрессия не всегда может выражаться в физическом смысле, некоторые высказывания взрослых в тех или иных ситуациях, включая политические аспекты, косвенно одобряют экстремистские проявления к определенной группе людей и прочно закрепляются в головах детей в качестве идеологии насилия или возможности быстрого заработка для удовлетворения своих потребностей.
Почему подростку тяжело понять, что делать закладки или заниматься экстремистской деятельностью – это плохо и уголовно наказуемо?
Если в отношении наркотиков родители с детства прививают ребенку негатив, то в отношении неизвестных идеологических для ребенка вещей у него модель поведения отсутствует, нет точной установки того, насколько это ужасно и плохо. Где-то ему не хватает нравственных ценностей. В такие моменты идет жесткая обработка со стороны взрослых, которые и являются инициаторами этих противоправных действий. Они говорят: «Ничего страшного, из-за возраста ответственности не будет» и т.д. Помните – ответственность будет! В том числе и для родителей.